8 0177 78 73 50 muz.school@borisov.gov.by
Отделения

Фортепианное

отделение

Фортепиано – король инструментов. И не удивительно, что юные любители музыки часто приходят в школу, чтобы подружиться именно с фортепиано!

Но как правильно организовать обучение? Сколько часов в день нужно репетировать, чтобы достойно выступать перед зрителями? И через сколько лет обучения ваш ребёнок сможет стать настоящим пианистом? Мы ответим здесь на самые наивные, актуальные, практичные и полезные вопросы, которые задают родители будущих музыкантов.

Вопрос — Ответ

Какие требования предъявляются к детям, поступающим на фортепианное отделение музыкальной школы? На что обращают внимание учителя во время вступительных экзаменов?

К поступающим на фортепианное отделение ребятам нет никаких особенных требований. Во время прослушивания мы просим ребёнка спеть простую песенку, прохлопать несложный ритм, запомнить и повторить короткую попевку. Оцениваем его внимание, контактность, его собственный интерес и желание учиться музыке. Юному абитуриенту будет проще общаться с педагогами во время прослушивания, если он уже немного потренировался. Поэтому в нашей школе перед вступительными экзаменами организованы бесплатные консультации. Рекомендуем обязательно записаться и посетить их.

Хочу, чтобы мой ребёнок учился на фортепиано. Дома уже есть инструмент – японский синтезатор. Можно ли будет заниматься на нём?

Наличие дома классического инструмента (не электронного пианино, и ни в коем случае не синтезатора!) – это обязательное требование для всех учащихся фортепианного отделения. Рядовому слушателю разница между электронным и акустическим пианино может, и не заметна. Но для профессионалов очевидна разница в звучании, в размерах клавиш, в звукоизвлечении, даже тактильные ощущения от нажатия на клавишу акустического пианино и на клавишу пластикового синтезатора – совершенно различные... Поэтому ученик по классу фортепиано классической детской музыкальной школы должен заниматься только на классическом акустическом инструменте.

Моему ребенку 7 лет, в этом году мы хотим поступать на фортепиано. Нужно ли будет ему заниматься на инструменте дома, или в этом возрасте достаточно школьных уроков?

Домашние занятия на инструменте – это ежедневная обязанность с первых дней обучения. Но при системном и регулярном подходе эти занятия будут доставлять лишь удовольствие. Будет очень хорошо, если на первых занятиях по специальности сможет присутствовать кто-то из родителей: педагог во время урока пояснит, как именно нужно заниматься дома, на что маме обратить внимание при контроле домашних заданий и многое другое. Этим родители очень помогут и педагогу, и, главное, своему ребенку. Вообще хотелось бы, чтобы родители были вовлечены в учебный процесс ребенка, их участие очень важно для достижения высоких результатов.

Хотим поступать на хоровое отделение. Но и на фортепиано ребенку хочется играть. Как совместить? Можно ли брать дополнительные уроки игры на фортепиано учащимся других отделений?

В учебных программах практически всех отделений нашей школы запланированы занятия на фортепиано. На хоровом отделении с первого класса дети получают достаточно серьезную, «специализированную» пианистическую подготовку. Но, даже поступив на отделение духовых и ударных инструментов, или на какое-то другое отделение нашей школы, ваш ребенок сможет освоить азы игры на фортепиано. Для этого не нужно ничего предпринимать дополнительно, всё уже предусмотрено в учебном плане.

Какова еженедельная нагрузка у детей-пианистов? Правда ли, что они не успевают ни погулять, ни отдохнуть?

В младших классах еженедельная нагрузка ребёнка состоит из 2 уроков специальности, 1 урока сольфеджио, и 1 урока хора. С 4 класса добавится 1 урок музыкальной литературы. При грамотном распределении времени и регулярных занятиях, дети успевают и погулять, и отдохнуть с друзьями, и выполнить школьные уроки, принять участие в школьных мероприятиях, многие ещё занимаются спортом, учат языки, танцуют, занимаются исследовательской деятельностью, одним словом, – всё успевают!

Какие перспективы у выпускников фортепианного отделения? Куда можно поступить со свидетельством об окончании музыкальной школы?

Если говорить о дальнейшем обучении по творческим направлениям, то наши выпускники становятся студентами музыкальных колледжей Минска, Молодечно, продолжают свое обучение в Белорусской государственной академии музыки. Многие затем возвращаются преподавать в родную школу.

Скажите, пожалуйста, какой конкурс на фортепианное отделение в этом году? Есть ли шанс поступить ребёнку, не обладающему, кажется, особыми музыкальными способностями? Очень хотим заниматься музыкой!

«Очень хотим заниматься музыкой» - это главный аргумент в пользу поступления. Если хотите – значит всё получится, несмотря на конкурс. А уж музыкальные способности мы найдём и разовьём во время учёбы.

Хоровое

отделение

Хоровое отделение Борисовской детской музыкальной школы было открыто в сентябре 1989 года, когда в ней появились новые перспективные учителя-хормейстеры Лилия Евгеньевна и Алексей Петрович Мальцевичи. На отделении был создан хор “Чароўнасць”, которому в 1996г. присвоено звание “образцовый”. Бессменный руководитель и дирижёр хора – Лилия Евгеньевна Мальцевич. Класс вокала много лет вёл Алексей Петрович Мальцевич, а теперь его сменила выпускница хорового отделения, учитель по классу вокала Анастасия Сергеевна Стаблецкая. Концертмейстер хора – Елена Вадимовна Шульга.

    Ребята, которым посчастливилось поступить на хоровое отделение, изучают много предметов: хоровой класс, постановка голоса, вокальный ансамбль, чтение хоровых партитур, фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература. Это большой и серьёзный труд, но он приносит свои плоды. Сегодня хоровое отделение — одно из лучших среди школ искусств Минской области.

    С первых лет существования “Чароўнасць” выступает на различных концертных площадках не только в родном городе, области, стране, но и за рубежом. Хор неоднократно выступал на международных фестивалях и давал сольные концерты в Польше, Германии, Нидерландах, Дании, Бельгии, Литве.

   Коллектив постоянно участвует в различных конкурсах хоровой музыки. Высокий профессиональный уровень конкурсных выступлений подтверждают многочисленные дипломы лауреата различных степеней, почётные грамоты и специальные призы – «За артистичность», «За лучшую выразительность и артистизм», «Лучшему дирижёру фестиваля» и др.

  Хор “Чароўнасць” является стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи”, а его руководитель Мальцевич Л.Е. носит почётное звание “Мастер Минской области – 2017”.

     Сегодня хоровое отделение школы — это более 100 учащихся. Ученики начальных классов выступают в составе младшей группы хора, а те, кто постарше – участники образцового коллектива. У ребят очень напряжённая, насыщенная творческая жизнь. Групповые и индивидуальные занятия, репетиции, концерты, конкурсы – скучать некогда, только успевай! Конечно, не обойтись тут без активного участия родителей-единомышленников. Совместные проекты, праздники, экскурсии, помогают сплотить хор, создать дружную семью, служат залогом новых успехов.

Струнно —

смычковое

отделение

Ольга Калачёва

Волшебные сны маленькой Дуни.

(звучащая сказка)

Маленькая Дуня жила с мамой и папой в большом городе, но каждую зиму и лето Дуня обязательно гостила у бабушки в деревне. Это было самое удивительное время, столько чудес случалось, что впечатлений хватало надолго.

Вот и сегодня светило Солнце, дул лёгкий, летний ветерок, и целый день Дуня с такими же, как она, мальчишками и девчонками, играла на улице. Они даже всей гурьбой ходили купаться на речку, которая текла прямо через деревню. Было так весело, а время бежало так быстро, что Дуня и не заметила, как наступил вечер. Пора было бежать домой. Бабушка уже ждала её с большой лейкой, в которой на солнышке целый день нагревалась дождевая вода. Дуня быстро сбросила с себя свой цветастый сарафанчик и встала босыми ножками на мягкую, зелёную травку, а бабушка стала поливать её из лейки. Дуня визжала и смеялась от удовольствия. Очень уж ей нравился бабушкин дождик из лейки.

А дома на столе уже пыхтел волшебный самовар. Он всегда был начищенный до блеска, и, словно, наблюдал за всеми. Руки в боки, нос крючком, высокая крышка делали его похожим на сказочного домового. Бабушка всегда топила его еловыми шишками, и еловый аромат заполнял собой всё пространство вокруг. Дуня очень любила пить чай из самовара.  «Он ведь волшебный, значит, и чай из него тоже волшебный — рассуждала маленькая Дуня —  И если я буду пить волшебный чай, значит, мне приснится волшебный сон».

Выпив чашку ароматного чая с бабушкиным пирожком, маленькая Дуня отправилась спать. Кроватка её тоже была волшебной. Дуня точно знала, что у бабушки волшебное абсолютно всё, да и бабушка была, как считала Дуня, самой доброй волшебницей. Укрывшись мягким одеялом, Дуня закрыла глаза и подумала: «Надо быстрее уснуть». Ей не терпелось увидеть новый волшебный сон….

И вдруг она услышала очень красивую мелодию.  Правда, мелодия была грустная, и Дуня подумала, что это, наверное, кто-то плачет, и пошла на звук этой мелодии. Шла недолго, и на маленькой поляне увидела очень красивую игрушку, но очень необычную. Таких игрушек Дуня никогда раньше не видела. Она была похожа на такую же маленькую девочку, как сама Дуня, и была такая изящная, с длинной шеей, тонкой талией, в красивом ярком платье.

-Меня зовут Дуня. Я гощу у бабушки в деревне. А ты почему плачешь? — спросила маленькая Дуня, — и как тебя зовут?

-Меня зовут Скрипка. А плачу я потому, что мне страшно, я осталась совсем одна. Мои старшие братья Альт и Контрабас ушли искать нашу сестричку Виолончель. Она пошла за ягодами и заблудилась. А меня оставили здесь, чтобы я их ждала. А я боюсь, вдруг меня съест волк, — и Скрипочка снова заплакала.

— Ты так красиво плачешь, — удивилась Дуня. Как у тебя так получается?

— Ну, я же Скрипка! Я такой инструмент. Музыкальный. И я могу не только плакать, но и смеяться, и злиться, и радоваться. Да много чего могу, — грустно махнула смычком Скрипочка.

-А что это у тебя в руке? – опять удивилась маленькая Дуня.

-Это смычок. Смотри. Им я провожу по струнам, и получается звук.

-А можно мне провести смычком по твоим струнам? Я тоже хочу получить звук.

— Попробуй, — Скрипочка лукаво улыбнулась и подмигнула маленькой Дуне.

Дуня взяла смычок в кулачок и со всей силы прижала его к струне.  Раздался такой страшный скрип и скрежет, что вспорхнули даже птицы, которые сидели на дереве. Дуня с ужасом бросила смычок и отскочила в сторону. Скрипочка громко засмеялась.

— Чтобы получился красивый звук, надо учиться, — сказала она.

— А где учат получать красивый звук? – спросила Дуня.

-Сначала учат в детской музыкальной школе, потом в музыкальном колледже, а потом в музыкальной академии. И учат не только получать звук, а ещё исполнять Музыку и понимать мир Музыки.

— А что? Есть мир Музыки?

-Есть, конечно. Он очень большой и интересный.

— И этот мир волшебный?

-Конечно. Там столько всего есть волшебного, что ни конца, ни края не видно.

— А ты познакомишь меня со своими братьями и сестрой? – спросила маленькая Дуня.

-Обязательно познакомлю! Знаешь, какие они замечательные!

Вдруг зашелестели кусты и на поляне появились Контрабас, Альт и Виолончель.

-Наконец-то! – закричала Скрипочка – я думала, что вас съели волки!

И бросилась навстречу своим братьям.

— Не волнуйся. Здесь нет волков. Мы долго искали Виолончель. А она, оказывается, была совсем рядом, слушала, как журчит ручей, и поёт свою песенку Соловей, чтобы потом исполнить всё это на концерте, — улыбнулся Контрабас.

Скрипка подошла к Виолончели, прижалась к ней и сказала:

— Я так волновалась за тебя. И мне было очень страшно сидеть здесь одной.

Виолончель обняла Скрипочку:

— В следующий раз обязательно возьму тебя с собой.

— А у меня появилась подружка. Маленькая Дуня. Она не бросила меня одну, когда мне было страшно, и оставалась всё время со мной. Я очень хочу познакомить её с вами, — воскликнула Скрипочка.

— Мы рады познакомиться с Вами, маленькая Дуня, — низким голосом сказал Контрабас.

 — Это мой старший брат. Он самый большой, самый добрый и надёжный, — сказала Скрипка, — это наша опора, он, как фундамент, на нём держится вся Музыка.

— А я Альт. Я похож на свою сестру Скрипку, но чуть побольше.

— А я Виолончель.

— Да, — воскликнула Скрипка, — моя любимая сестричка. Она очень мудрая и благородная. Очень многие композиторы именно ей доверяют свои трогательные мелодии.

— Кто такие композиторы? — не унималась Дуня.

— Это такие дяди и тёти, которые пишут Музыку для разных инструментов…. А когда мы собираемся в оркестр….

— А что такое оркестр? – маленькая Дуня первый раз слышала такие слова.

— Оркестр, — с воодушевлением рассказывала Скрипочка, —  это такая музыкальная семья. Она может быть маленькой, потому что в ней только Скрипки, Альты, Виолончели и Контрабасы. И такая маленькая семья называется Камерный Оркестр. Но если мы пригласим своих двоюродных братьев и сестёр — духовые инструменты, ударные, — то оркестр становится большим. И он называется Симфонический оркестр.

— Как интересно! — воскликнула Дуня.

— Вот послушай, — сказала Скрипочка, — как мы звучим по отдельности и вместе.

Она высоко подняла свою головку и запела удивительным, неповторимым голосом. Ей стали вторить птицы, стрекотать кузнечики. Бабочки, расправив свои крылышки, расселись на листочках деревьев, а Божьи коровки замерли рядом с ними. Все слушали песню Скрипки.

Затем зазвучал Альт. Его голос был немножко ниже, чем у Скрипки, но он был очень тёплым и трепетным. Они переговаривались своими голосами, уступая друг другу, и совсем не ссорились.

И тут запела Виолончель. У неё был бархатный голос, глубокий, спокойный и уверенный.  «Совсем, как у бабушки, когда она пела колыбельную» — подумала Дуня. И она почувствовала, как в груди у неё застучало от волнения сердечко.

И вдруг зазвучал Контрабас.  «Ах! – опять подумала маленькая Дуня, — его голос похож на голос доброго сказочника, которого она видела в одном детском спектакле, такой же низкий, бархатный и мягкий!» — трепетала Дуня. Ничего подобного она никогда не слышала!

Когда инструменты сыграли свою мелодию, Дуня радостно захлопала в ладоши.

— Тебе понравился наш концерт? – улыбаясь, спросила Скрипочка.

— Конечно, конечно понравился! Ещё как понравился!!! – запрыгала маленькая Дуня.

— Нам уже пора идти домой, — сказал своим низким голосом Контрабас.

— До свидания, маленькая Дуня! Спасибо, что не оставила нашу Скрипочку одну.

-До свидания! – сказал Альт и весело помахал Дуне смычком.

— До свидания! – сказала Виолончель своим бархатным голосом, — ты очень милая, добрая девочка!

Скрипка подошла к Дуне и обняла её.

— Я вас больше никогда не увижу? – спросила маленькая Дуня и у неё на глазах навернулись слёзы.

— Конечно, ты нас увидишь! На концерте. А если поступишь учиться в Детскую музыкальную школу, мы обязательно будем все вместе дружить. Только тебе надо решить, на каком инструменте ты будешь учиться получать красивый звук? – улыбнулась Скрипочка. —  В музыкальной школе учат играть на Скрипке или Виолончели. А вот Альт и Контрабас – это уже в колледже, когда дети вырастают и становятся большими. Рада была познакомиться с тобой, Дуня! До встречи!

Виолончель взяла Скрипочку за смычок, и они, дружно напевая какую-то весёлую мелодию, пошли вслед за Контрабасом и Альтом…

-Дуня, просыпайся! Уже утро! Самовар кипит! — бабушка погладила Дуню по голове. Дуня открыла глаза.

— Бабушка! Мне приснился такой волшебный сон! Я познакомилась с музыкальными инструментами. У меня теперь есть новые друзья: Скрипка, Альт, Виолончель и Контрабас! Когда я вырасту, обязательно пойду учиться в музыкальную школу. И буду узнавать волшебный мир Музыки!

Дуня радостно вскочила и бросилась бабушке на шею.

— Бабушка, ты моя самая любимая! Ты у меня волшебница! И всё у тебя волшебное!

Маленькая Дуня быстренько умылась, позавтракала и побежала на улицу рассказывать друзьям, мальчишкам и девчонкам, о своём удивительном, волшебном сне.

Народное

отделение

 Среди богатого разнообразия музыкальных инструментов есть представитель с благородным и звучным именем АККОРДЕОН. Этот инструмент красив, демократичен, мобилен и всегда актуален. Аккордеон имеет характерный серебристый вибрирующий звук и возможность имитировать тембры флейты, кларнета, фагота и даже органа.

Чем отличаются аккордеон и баян? Вместо белых и чёрных клавиш (как у фортепиано) с правой стороны у баяна – круглые кнопки. Название «баян» используется только в Беларуси и России, в других странах этот инструмент называют кнопочным аккордеоном.

   Выразительные возможности аккордеона и баяна огромны – от аккомпанемента простых мелодий до сложнейших шедевров мировой классики. Эти инструменты прекрасно звучат как солирующие, так и в составе эстрадных, джазовых коллективов, рок-групп, вокально-инструментальных ансамблей. За универсальность и доступность освоения их любят во многих уголках планеты – в Германии, Франции, странах Балтии, США, Китае, Японии…

Классы аккордеона-баяна есть на всех ступенях музыкального образования – от школы до академии музыки. Но даже если вы прошли только курс музыкальной школы, полученные знания, умения и навыки игры обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Баян и аккордеон — сравнительно молодые инструменты, они появились на свет в начале 19 века. И сегодня они продолжают свой развитие, завоёвывая любовь и всенародное признание.

Лауреаты I степени II Республиканского конкурса «Музыка с нами» (г.Минск, 2022г), учащиеся БДМШИ Трошин Егор и Иваровский Артём

Струнно —

народное

отделение

На струнно-народном отделении в нашей школе дети обучаются игре на следующих инструментах: балалайка, гитара, домра, цимбалы. 

Ребята 7-9 лет зачисляются в первый класс на 7-летнее обучение, а 9-11 лет – на 5-летнее обучение.

Программа отделения включает в себя:

  • индивидуальные занятия на основном инструменте (2 раза в неделю);

  • дополнительный инструмент (фортепиано, гитара или другой) – 1 раз в неделю;

  • сольфеджио (занятие в группе 1раз в неделю);

  • хор, ансамбль или оркестр (1 раз в неделю);

  • музыкальная литература (1раз в неделю с 4/7 или 2/5 класса).

Балалайка — русский народный струнный щипковый. Балалайка имеет корпус треугольной формы и три струны. Несмотря на кажущуюся простоту, обладает широкими выразительными возможностями.

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. В качестве аккомпанирующего или сольного инструмента используется во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, джаз. 

В наше время гитара очень популярна. Поэтому в школу приходит большое количество детей, желающих освоить именно этот инструмент. Но учителя рекомендуют начинать занятия в возрасте 10-11 лет, потому что к этому возрасту у ребёнка формируется игровой аппарат, и физиологические особенности, например, маленькая кисть руки, не мешают развитию юного музыканта.

До́мра — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора. Домра используется как для сольного исполнительства, так и в составе различных ансамблей и оркестров народных инструментов.

Цимбалы —струнный ударный музыкальный инструмент, звук из которого извлекается ударами двух деревянных палочек. Кроме Беларуси, распространены в восточноевропейских странах. Похожие инструменты встречаются в Китае, Индии и других странах Азии.

Преподаватели струнно-народного отделения стараются сделать музыку достоянием не только избранных, особо одарённых детей, которые в будущем смогут избрать её своей профессией, но и всех желающих  приобщиться к миру прекрасного. Все ученики имеют возможность заниматься в различных ансамблях, а также оркестре народных инструментов «Натхненне», который носит звание «образцовый». Ребята с большим удовольствием посещают репетиции и затем участвуют в ежегодном вечере отделения, выступают с концертами на различных мероприятиях в городе. 

Учителя  стремятся раскрыть и поддержать творческий потенциал каждого ребёнка. Дети принимают  участие в зональных и областных конкурсах, радуют своими достижениями близких и приносят славу родной школе. Выпускники струнно-народного отделения поступают в музыкальные колледжи Беларуси. 

Отделение

духовых

и ударных

инструментов

Музыкально-

теоретическое

отделение

Музыка – это огромный мир, который живёт по своим законам. Чтобы их понять, во всех музыкальных образовательных учреждениях — от школы и до консерватории — изучают теоретические дисциплины – сольфеджио и музыкальную литературу.

Слово сольфеджио с итальянского языка переводится, как «пение по нотам». Когда дети начинают учиться играть на инструменте, первым делом они узнают названия нот, их длительности, расположение на нотном стане. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова. Такая вот музыкальная грамота.

Кроме изучения основ музыкальной грамоты, на уроке сольфеджио учащиеся активно развивают свой слух: поют мелодии, подбирают к ним аккомпанемент, хлопают и стучат ритм, слушают, сочиняют, записывают музыку. Заметный результат этих занятий приходит не сразу, тут нужны терпение и кропотливый труд. Но поверьте, затраченные усилия не пропадут даром.

Понимание основ строения музыки расширяет слышание юного музыканта, придаёт его игре смысл и неповторимость — ту «изюминку» индивидуальности, которая и отличает одарённых людей. Итак, сольфеджио без преувеличения можно назвать фундаментом музыкального образования и лучшим другом профессионального музыканта.

Приобщить учащихся к сокровищнице мировой музыкальной культуры, привить художественный вкус, расширить кругозор, воспитать активного слушателя призван предмет музыкальная литература.

На занятиях по этому предмету ребята знакомятся с различными музыкальными инструментами, оркестрами, певческими голосами, узнают о разнообразных жанрах музыкального искусства, учатся разбираться в особенностях музыкальной речи и строении музыкальных произведений. Чтобы понять, о чём «говорят» композиторы в своих сочинениях, необходимо знать о событиях в их жизни и творчестве. Во всём этом и помогает изучение музыкальной литературы.

Возглавляет теоретическое отделение нашей школы музыковед Наталья Анатольевна Авсиевич. В дружную команду теоретиков входят Татьяна Александровна Апет, Кристина Владимировна Каршакевич, Ирина Михайловна Первых, Алина Сергеевна Богодяж. Они не только преподают предметы музыкально-теоретического цикла, но также готовят участников олимпиад, конкурсов, организуют и проводят различные школьные мероприятия — концерты, вечера отделений.